НИКОЛАЙ
Том L, С. 308-310
опубликовано: 18 ноября 2022г.

НИКОЛАЙ

Николай (Адоратский), еп. Оренбургский и Уральский. Фотография. 90-е гг. XIX в.Николай (Адоратский), еп. Оренбургский и Уральский. Фотография. 90-е гг. XIX в.

(Адоратский Петр Степанович; 15.09.1849, Казань - 29.10.1896, Оренбург), еп. Оренбургский и Уральский, духовный писатель. Происходил из священнического рода. Его отец, протоиерей г. Казани Степан Иванович Адоратский, выпускник КДА, получил потомственное дворянство по праву выслуги. Дед по отцовской линии - Иоанн Васильевич Коршунов, выпускник КазДА, священник благочинного Богородицкого храма с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад в Чувашской Республике). Мать Н., Софья Викторовна Вишневская,- дочь Виктора Петровича Вишневского, богослова, ученого-лингвиста, автора чувашско-рус. словаря, ректора КазДС, и племянница архим. Иакинфа (Бичурина). Племянник Н.- акад. Владимир Викторович Адоратский, историк-марксист.

В 1860 г. П. С. Адоратский поступил в Казанское ДУ, затем - в семинарию, а в 1874 г. окончил историческое отд-ние КазДА со степенью кандидата богословия, присужденной 2 июня за дипломное соч. «Характер сношений между Восточной и Западной Церквами от патриарха Фотия до Михаила Керуллария». Его рецензент, преподаватель КазДА Ф. А. Курганов, перечисляя достоинства сочинения, также отметил «любовь автора к труду». В период обучения в академии проявились и «недюжинные способности» Адоратского к овладению иностранными языками (особенно хорошо он знал нем. язык) и к самостоятельной научной работе, связанной с изучением истории Церкви.

2 дек. 1874 г. П. С. Адоратский был назначен псаломщиком российского посольского храма в Вене, исполнял церковные и должностные обязанности, а также помогал больным соотечественникам. Работая в канцелярии посольства, он имел возможность часто путешествовать в качестве курьера по разным городам Европы, что способствовало углублению его знаний: в свободное время исследовал книжные фонды городских б-к, изучал иностранные языки (в т. ч., по-видимому, китайский) и церковно-историческую лит-ру, в основном средневековую, на немецком, французском, испанском языках.

В апр. 1875 г. Адоратский вступил в брак с Анной, дочерью с.-петербургского прот. Иоанна Константиновича Яхонтова, вместе с к-рой вернулся в Вену. 2 июня 1876 г. его супруга умерла при родах, а вскоре умер и младенец. Это событие повлияло на Адоратского, к-рый решил посвятить свою жизнь Церкви, а не науке.

Отслужив 5 лет в должности псаломщика, 19 июня 1880 г. Адоратский, согласно собственному прошению, был уволен и переехал из Вены на родину в Казань, около года пробыл у родителей. Здесь ему снова пришлось пережить утрату близких: друг за другом умерли его мать, отец, дед и родной брат. 23 нояб. 1881 г. по представлению епархиального начальства Адоратский был зачислен в состав Пекинской духовной миссии. 10 янв. 1882 г. он принял монашеский постриг с именем Николай, 24 янв. того же года был рукоположен во диакона, 28 янв.- во иерея с получением наперсного креста из Кабинета Его Императорского Величества. Прибыв в Пекин 8 нояб. 1882 г., Н. активно принялся за работу: создал при Пекинской духовной миссии церковный хор, проводил исследования по истории православной и других христ. миссий в Срединной империи. За усердие и прилежание, проявленные при переводах на кит. язык правосл. богослужебной лит-ры, 5 апр. 1884 г. он был награжден набедренником.

Во время пребывания в Китае Н. совершил поездку из Пекина в г. Ханькоу, где 26 апр. 1885 г. освятил Александро-Невский храм, построенный на пожертвования местных россиян, гл. обр. торговцев чая. Кроме того, Н. продолжил поиски материалов, в т. ч. архивных, для составления истории Пекинской духовной миссии. О начале этой работы он сообщил в письме от 16 июня 1885 г. российскому консулу в Ханькоу П. А. Дмитревскому: «Теперь принимаюсь за историю Пекинской духовной миссии. Здешние архивы, особенно южный, дали мне хорошие документы. Еще больше материалов нашел я в «Иркутских епархиальных ведомостях»» (Архив востоковедов СПбФИВ РАН. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 164. Л. 1). По мере обработки материалов по истории миссии Н. издавал отдельные главы монографии в казанском ж. «Православный собеседник», где и ранее печатались его статьи, написанные в Вене. Эти публикации сразу привлекли внимание читателей, особенно интересовавшихся Китаем или бывавших там. Одновременно Н. написал соч. «Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд» (окончено 3 авг. 1885), опубликованное в «Православном собеседнике» за 1886 г.

Постоянные служебные разъезды в условиях жаркого и влажного климата, непривычного для европейцев, подорвали здоровье Н. 20 нояб. 1885 г. он получил разрешение Синода отбыть на родину, в февр. 1886 г. покинул Пекин и вернулся в Россию. Сначала он находился в ведении казанского епархиального начальства, а затем 16 авг. 1886 г. по ходатайству архиеп. Херсонского Никанора (Бровковича) был назначен смотрителем Херсонского ДУ. В этот период Н. работал над учеными записками «по объяснению» Свящ. Писания, собирал обширную коллекцию нот богослужебных песнопений, в т. ч. и редких, а также продолжал сбор архивных материалов для основного многолетнего труда (первоначальное название - «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования (Посвящается русским синологам)»). Монография Н. опубликована в ж. «Православный собеседник» в 1887 г. (358 страниц), затем вышла в 2 книгах под названием «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам». Первая книга носила подзаголовок «История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685- 1745)», а вторая - «История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745- 1808)». Т. о., он исследовал историю 8 миссий.

В июле 1887 г. Н. представил эту монографию в 2 книгах в качестве диссертации на соискание в совет КазДА степени магистра. К тому времени он опубликовал более десятка журнальных и газетных статей, в к-рых детально рассматривались проблемы христ. Церкви в европ. странах и в России, а также отдельные моменты из истории Пекинской духовной миссии, в т. ч. тесно связанные с развитием российской синологии. Рецензент, проф. КазДА П. В. Знаменский, высоко оценил труд Н.: «Сочинение его представляет первый полный и цельный труд о Пекинской миссии... мы, не обинуясь, можем назвать сочинение его весьма ценным вкладом в историческую науку» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. 1887 г. Д. 8096. Л. 3). Защита диссертации состоялась 7 янв. 1888 г. и прошла успешно; 22 февр. Н. был удостоен научной степени магистра богословия. Пожелания рецензента, чтобы «почтенный автор не заканчивал своей работы представленными выпусками, а продолжал ее и далее», было принято Н. как напутствие к дальнейшим поискам материалов о Пекинской духовной миссии. 12 авг. 1889 г. он сообщал в письме старшему драгоману миссии П. С. Попову в Пекин: «Собираюсь продолжать историю [Пекинской духовной] миссии с 1828 по 1878 г. Все материалы у меня готовы и листов шесть уже написаны… Бог даст, осенью улучу возможность обработать конец» (РГБ ОР. Ф. 218. Картон 763. Ед. хр. 14. Л. 1-2). Н. не смог реализовать этот замысел из-за проблем со здоровьем; также много времени уходило на выполнение обязанностей, связанных с его избранием церковным иерархом.

16 окт. 1887 г. Н. назначен ректором Ставропольской ДС, 25 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Во время управления семинарией показал себя талантливым администратором. 11 марта 1890 г. Н. хиротонисан во епископа Новомиргородского, первого викария Херсонской епархии. 8 июня 1891 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским, однако из-за болезни не смог выехать в Америку. 7 сент. того же года Н. был переведен на Балтскую кафедру викарным епископом Подольской епархии, где основное внимание уделял развитию народного просвещения.

22 окт. 1895 г. Н. возглавил обширнейшую Оренбургскую и Уральскую епархию, в ее состав помимо Оренбургской губ. входили Уральская и Тургайская области. Приехал в епархию в нояб., 6 дек. того же года служил литургию в Казанском соборе. Н. с первых дней пребывания на кафедре занимался благоустройством епархии, заботился о порядке церковного богослужения. Он не любил пышных приемов и обильных угощений, вел подвижнический образ жизни, имел обыкновение без свиты с одним помощником посещать храмы и наблюдать за ходом богослужения. Зимой Н. служил редко ввиду тяжелой болезни - застарелого плеврита.

Будучи знатоком церковного пения, Н. особенно заботился о выборе церковных напевов во время богослужений, хотел, чтобы они «проникали в душу молящихся», приложил немалые усилия к усовершенствованию архиерейского хора. Множество богомольцев привлекали красота богослужения, возглавляемого Н., и его красноречие. Проповеди архиерея были просты и убедительны, впечатление от них усиливалось благодаря его литературному таланту и знанию истории Оренбургского края. Н. предполагал составить историко-статистическое описание церквей и приходов Оренбургской епархии и распорядился о возобновлении ведения летописей церковных приходов.

В проповедях Н. обличал неблаговидные поступки как мирян, так и духовенства, высказывал правду о них, невзирая на лица. Всякая ложь его волновала, усиливая и без того болезненное состояние. Его настойчивость в достижении целей порождала различные слухи, о нем говорили как о человеке с тяжелым характером. Строгий к себе, Н. требовал исполнительности и добросовестного отношения к делу и от окружающих, не терпел ссор среди духовенства, часто оставлял жалобы одного священника на другого без разбирательств, а настаивавших на рассмотрении наказывал наравне с теми, на кого подавалась жалоба. Если Н. делал выговор подчиненным, то всегда наедине, без свидетелей, он никогда не оскорблял и не унижал достоинства державших перед ним ответ. За короткий срок пребывания в Оренбургской епархии Н. снискал любовь и уважение народа за свои прямоту, искренность и простоту.

Н. успешно внедрил ряд нововведений, благоприятных для консистории: улучшил положение учащихся духовных школ и хозяйственное обеспечение епархиальных учреждений. На епархиальных съездах Н. лично разъяснял священникам их обязанности в деле устроения церковных школ, настаивал на необходимости преподавания Закона Божия, отмечал, что пропуски этих уроков недопустимы. Особое внимание епископ уделял воспитанникам семинарии - буд. пастырям. Со времени вступления на кафедру он привлекал кандидатов на получение священного сана, к чтению и пению во время богослужений в архиерейской крестовой церкви, лично наблюдал за ними и давал указания. Н. часто посещал уроки в семинарии, ДУ и епархиальном жен. уч-ще, иногда целый день проводил в учебных заведениях, беседовал с учениками и преподавателями, будучи при этом открытым для всех. Кроме того, архиерей по-отечески принимал участие в судьбе мн. молодых людей, готовившихся к принятию духовного сана.

За недолгое пребывание на Оренбургской кафедре Н. не успел осуществить все замыслы. В кон. июня 1896 г. он уехал на 2-месячное лечение в Крым (временное управление епархией осуществлял в его отсутствие Гавриил (Голосов), еп. Старицкий, викарий Тверской епархии) и вернулся окрепшим. С новыми силами приступил к своим обязанностям, особую заботу проявлял по отношению к духовно-учебным учреждениям. Но тяжелый недуг не оставлял владыку. По совету врачей он переехал из архиерейского дома, в к-ром проводился ремонт, в квартиру ректора Оренбургской ДС прот. Ф. А. Дмитровского.

23 окт. 1896 г., после неприятного разговора с протоиереем Введенского собора Н. С. Сперанским, Н. парализовало: у него отнялась вся правая сторона тела. Последние дни он провел в муках, в молчании и при полном сознании. Близкие отмечали, как мужественно он переносил страдания. 31 окт. 1896 г., когда тело почившего архиерея было перенесено из семинарии во Введенский собор, прот. Н. Сперанский, разговор с к-рым привел преосвященного к удару, неожиданно почувствовал себя плохо, слег в этот же день и скончался вслед за Н., 7 нояб.

2 нояб. чин погребения почившего архипастыря в оренбургском кафедральном Казанском соборе при большом стечении народа совершили еп. Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский) и еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии Владимир (Соколовский-Автономов). Н. похоронен в склепе Казанского собора. Неизвестно, сохранилась ли его могила после того, как собор был снесен в 1936 г.

Н. оставил о себе добрую память как миссионер-подвижник и как серьезный исследователь церковной истории. Значительное лит. наследие позволяет говорить о широте его научных интересов и методах отбора и обработки материала. Н. успешно исследовал проблемы церковной жизни в России и за рубежом и внес весомый вклад в изучение истории Пекинской духовной миссии. В ее учебных заведениях осваивали вост. языки многие впосл. известные в России маньчжуроведы, синологи, монголоведы и тибетологи.

Соч.: Западные миссии и миссионеры: Протестант. миссионеры в Китае // ПО. 1871. Т. 3. № 2. С. 87; Западные миссии и миссионеры: Тр. протестант. миссии на гималайском хребте // Там же. № 7. С. 370-371; Западные миссии и миссионеры: Англ. пресвитерианская миссия в Китае // Там же. 1872. Т. 3. № 8. С. 431; Западные миссии и миссионеры: Христ. миссия в Китае // Там же. Т. 3. № 5. С. 218-221; Заметки об общественной деятельности совр. франц. духовенства // ПC. 1876. № 9. С. 90-116; Ист. очерк вопроса о свободе вероисповеданий в совр. Испании // Там же. № 6/7. С. 181-215; Еще неск. слов о настоящем положении и совр. деятельности правосл. духовной миссии в Китае // Там же. 1884. № 9. С. 103-108; Заметка о покойном архим. Палладии, начальнике правосл. миссии в Пекине // Там же. № 6. С. 248-252; Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае // Там же. № 8. С. 373-390; № 9. С. 103-108 (отд. отт.: Настоящее положение и совр. деятельность правосл. миссии в Китае. Каз., 1884); Ист. очерк католич. пропаганды в Китае // ПС. 1885. № 9. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае // Там же. № 5. С. 68-96 (отд. отт.: Положение миссионерства в Китае. Каз., 1885); Гонения на протестант. миссию в Китае // ПО. 1886. Т. 2. № 8. С. 657-687; О 50-летнем юбилее проф. Васильева // Новое время. 1886. № 3780 (7 сент.); Моск. вед. 1886. № 250 (10 сент.); О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд) // ПС. 1886. № 1. С. 164-180, 245-278; № 2. С. 53-80, 271-316; Православие и правосл. миссия в Китае // Совр. известия. 1886. № 355 (25 дек.); Протестант. пропаганда в Китае и совр. гонения на ее миссии // ПО. 1886. № 8. С. 657-687; Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по арх. док-там. Каз., 1887. Вып. 1: История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745); Вып. 2: История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808); Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: (Посвящается рус. синологам) // ПС. 1887. № 2. С. 252-265; № 3. С. 317-151; № 4. С. 460-507; № 5. С. 99-136; № 6. С. 167-190; № 7. С. 310-340; № 8. С. 402-455; № 9. С. 30-58; № 10. С. 188-213; № 11. С. 287-343; Странник. 1887. № 4-5; Правосл. храм в г. Ханькоу (в Китае) // Нива. 1887. № 1 (янв.); То же // Воскресный день. 1887. № 4 (февр.); Об источниках истории правосл. духовной миссии в 1-й и 2-й периоды ее деятельности: Речь на коллоквиуме 7 янв. 1888 г. // ПС. 1888. № 1; Слово пред началом учения в Ставропольской ДС (1889 г.); Речь при наречении в епископа // Оренбургские ЕВ. 1895. № 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск // Там же. 1896. № 13/14. С. 401-403; Слово при служении в соборной церкви г. Уральска // Оренбургские ЕВ. 1896. № 17. С. 491-494.
Лит.: Пекинская духовная миссия // ЭС. 1898. Т. 45. С. 100-101; Оренбургские ЕВ. 1895. № 21. С. 1, 661-664; № 23. С. 733-737; № 24. С. 341-345, 792-793; 1896. № 2. С. 18-20, 31-32, 51-52; № 5. С. 55-56; № 7. С. 101-104, 220; № 8. С. 115-118; № 10. С. 325-327; № 13-14. С. 401-403; № 17. С. 491-494; № 18. С. 535-541; Сообщение о кончине еп. Николая: Течение болезни // Там же. № 21. Прил. Б/с.; Преосвященный Николай, еп. Оренбургский и Уральский: Кончина его и погребение // Там же. № 22. С. 650-679; Языков Д. Д. Некр. // Моск. вед. 1896. № 301; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем. Оренбург, 1900. С. 336. (Тр. Оренбург. учен. комис.; 7); Юдин П. Л. Памяти Оренбургского еп. Николая // ИВ. 1906. Т. 106. С. 579-591; ППБЭС. 1913. Т. 2. С. 1655-1656; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. 1987. Т. 5. С. 118-120; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Ч. 2. С. 1394, 1407-1408, 1416, 1514-1515; Христианство: ЭС. М., 1995. Т. 2. С. 211; Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 670, 729, 737, 770; Хохлов А. Н. Николай Адоратский (1849-1896) - историограф Пекинской духовной миссии // ОГК НК, 22-я / Сост. и отв. ред.: Н. П. Свистунова. М., 2002. С. 336-349; Губонин. История иерархии. 2006. С. 352-353; Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Рус. Правосл. Церкви. М., 2007. С. 250-252; Горлов Г., прот., Орлова О. Ю. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010. С. 194-198.
Е. В. Банникова, Н. П. Зимина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский